Палласовка - главные новости города и района
Поиск по сайту :
на главную контакты карта сайта
 
PALLASOWKA.RU : Коронавирус Covid-19 в Палласовке
Анонс новостейКоронавирус Covid-19 в Палласовке
Что нужно знать о текущей пандемии жителям Палласовки и районаИтак, весь мир сейчас находится в стадии борьбы с коронавирусной инфекцией, поразившей все страны. У всех эта стадия разная: в каком-то ...
сделать стартовой  |  в избранное
ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
Город Палласовка » Литературное творчество палласовцев » Г. Килочек.На степном Торгуне. Продолжение.

  Литературное творчество палласовцев 19 мая 2010 - Г. Килочек.На степном Торгуне. Продолжение.
торгунВскоре покинул родное село и Алексей. Добрался до Савинки поздней ночью. Он примостился у церковной сторожки, рядом с базарной площадью, чтобы поутру наняться в работники.
На душе было грустно и тревожно.  «Есть тут у нас  на базаре, своя, савинская биржа разоренных и батраков,   толпятся   бедолаги   от   зари   дотемна,   человек   по триста-четыреста, продают себя за гроши и пшенную похлебку...»,— вспомнил он рассказ Андриана. «А если ни один богатей не захочет    меня    взять?..»  И перед его глазами  вставал родной    дом, искаженное горем лицо матери, узнавшей о его решении навсегда покинуть село, представлял, как будет потрясен отец, узнав о его уходе.
  Отец Алексея, Христофор Чекмарев, был родом из-за Донщины. По натуре он был замкнутым, хмурым, жил сам по себе. Бывать у других он, мог только по случаю пожара или смерти угодного ему соседа.
Неразгаданная таинственность его нрава и дурной слушок из-за Донщины, что кинул он ее не только по причине сложных отношений с церковниками (о которых он имел недозволенное суждение), так и закрепили за ним славу как о лиходее-колдуне, от взгляда которого непременно дохли куры, коровы грубели выменем, кручинились овцы. Под хатами и во дворах о нем слагали всякие истории. Поначалу все это Христофор переживал болезненно, но потом свыкся: «На чужой роток не навесишь замок». И все же людского гнева он боялся, а потому, когда целый табун подвыпивших мужиков ввалился к нему во двор, он охотно согласился явиться с ними к старшине.
— Моченьки нашей не стало,— жалобно загудели мужики, возведя старшину в его благородие,— баб не выпихнешь к стельной корове иль на речку за водой... В ивняках беснуется Чекмарев, сычей загоняет на церковь. И детишки, как от ведьмы, полыхают в закутки... Та хиба це дило?..— слезно жалились мужики и просили обратить Чекмарева выхристом в истинно христианскую веру.
— Знамо, стало страшно,— согласился старшина.— Идите вон к батюшке Ксенофонтию, он все может, а то и фамилию иншую даст...
Богу угодная купель очищения Христофора от нечестивых духов, а заодно и его сына Алексея состоялась на Иордане, в первый день крещения, у подножья двухсаженного креста, вырубленного изо льда и установленного над прорубью.
Разгневанный тогда, Христофор сбросил с себя тулуп, разделся до того, в чем родила его мать, бесстыдно напоказ покрутился перед напиравшей со всех сторон толпой и, поддерживаемый дьяконом с пономарем длинным кушаком, погрузился в ледяную прорубь. По-престольному разодетый батюшка Ксенофонтий, жирно чадя кадилом, в сопровождении церковного хора затянул тягучую молитву.
— Слава тебе, господи!..— облегченно вздохнула толпа.
В тот день, теперь уже в доме «выхристов» Горемыкиных,     было     сумно    и    тоскливо.    Вечером    Алексей надел отцовский шубняк, вышел во двор. Над селом, словно  наперегонки  со  звездами,   ярко  светила  луна,  слышался морозно-звонкий поскрип, собачий перебрех. Морозный  воздух  перехватывал  дых.  Алексей  направился за ворота, но, дойдя до калитки, услышал звонкий девичий смех у соседних домов,  круто завернул назад, залез в нору под стогом сена на задах и тут же услышал окрик: «Леша!.. Вылезь, это я, Люба».
Дочь торговца Казурова пролезла через пролом в частоколе, присела рядом.
— Завтра уезжаю в Саратов, вот и подглядела тебя, чтобы попрощаться и выразить наше вам сочувствие за случившееся.
— Пожалели волки кобылу... Все попы, торговцы, мироеды, все вы — гады?
— Зачем же так? Это же не мы — люди-темень, и мы за них не в ответе...— произнесла Люба и, вдруг обхватив голову Алексея, начала его целовать.— За твою гармонь и песни, за мою к тебе любовь. Отскочила, скрылась за проломом... Вспоминая о крещенской купели, Алексей вздрогнул, почувствовал вновь мурашки на теле. Во дворах загомонили,    заскрипели    ворота.    Захлопали    кнуты   пастухов. Алексей поднялся и пошел рассматривать разноцветные стеклянные шары  на столбах церковной ограды.  К базарной площади с разных сторон в одиночку и группами потянулся народ.  «Верно, наш брат».  К коновязям,  что напротив земства, подъезжали одна за другой конные и верблюжьи упряжки. Из дверей сторожки показался заспанный  и  тощий,  как доска,  церковный  сторож,  уставился на Алексея.
— Откуда взялся? — спросил удивленно. Алексей  попросил старичка присмотреть за его  пожитками и направился на базар.
— Громодяны! Хто мае хочь на вылыку душу — ны дайты вмерты, дайты закурыть, за це дам жмэню табаку!— острил рыжий весельчак, босой, с давно не чесанной головой.
— Все чудим, веселимся, было бы с чего,— горестно попрекнул высокий и сухой, как вобла, мужик.
— Хочь и голый, да веселый! — парировал рыжий.
— Веселье, оно делу не помеха,— поддержал кто-то рыжего, передавая ему кисет с самосадом.
— Правду кажишь, батя. Хто умие высылытця, того и нужда боится, геть тика,— заплясал рыжий с кисетом в руках.
— Какое там веселье, одно горе в супряжке с грехом.
— Горе в лохмотьях, а беда нагишом, и грех, он тоже не по степи ходит, а по людям,— запричитал рябой парень, протягивая тоже руку к кисету.
Рыжий завернул козью ножку, затянулся и, выпустив через нос две дымные струи, объявил:
— Вчера Арсенька Горбанев и Васька Будник казалы, що сегодня Пшынышный будэ набырать человик с пивсотни, та трохы жинок и Жулидов прыйдэ.
— За тобой? — спросил с усмешкой сухой.
— А шо ж, и за мной...
— Тебя Мотька Козолупыха и та не стала держать, а то Жулидов за ним приедет. Работников он давно уже себе набрал.
— Ба-а!.. Глянты, хлопцы, Голопузовка посунулась!..— кричал рыжий.
Со стороны Воздвиженской церкви раздался приглушенно-басовитый звон большого колокола. Тупо дрожавшие удары колокола уныло поплыли над селом, уходя грустными перекатами далеко за его окраины, созывая прихожан к воскресной заутрене. За ним последовал звон и Никольской с Кундаровки. Кто-то сзади тронул за плечо Алексея. Это был Роман, конюх Забастровых из Кайсацкого, поздоровались.
— Чего ты туточкэ?
— Ищу работы.
— Скоро и я сюда прыйду наниматься,— ответил Роман.— Идут балачки, шо хозяин скоро хоче торговлю и хозяйство порышить. Дивчата его баламутять.
— Так они же в тюрьме?
— Они уже дома. Им ны в первый раз. Посадют, а через месяц-два батько их из Саратова вызэ назад. Гроши роблють все. Тико того студента Леньку, плымянника Забастровых, кажуть замкнулы в Петропавловской крепости на сим замкив. Там ему мабудь и жаба цыцки дасть. А ци уже дома. 3 осени Валька будэ тут учительшой робыть.
— А шо, хлопци, Андриан кажэ правду,— рассуждал старик.
— Так-то оно так. Только одна ласточка весны не делает,— с горечью заметил рядом стоящий.
— Всякое бывает. Весной и оглобля за ночь травкой обрастает,— заметил другой.— Андриан-то человек нашенский, только кажен четверг к уряднику ходит на пометку, боятся его потерять...
Толпа  задвигалась,  оживилась.  Кто-то  крикнул:
— Приказчик Ахмета Исаевича идет!.. И сами помещики— Соколик и Моргуль идут!
Все с надеждой повернулись в сторону идущих.
— Может до заутрени почнут брать?
— Может. Татарам и немцам наша заутреня ни к чему.
Толпа обступила пришедших. С началом записи началась давка. Каждый выкрикивал свою фамилию и фамилию соседа. «Они все тут свои, знают друг друга, а ты попробуй»,— рассуждал Алексей, мотаясь от одной к другой сутолоке. Не прошло и часа как начали раздаваться голоса:
— Хватит! К Соколику запись закончена!
Алексей бросился к другой группе. Но было уже поздно. Началась проверка и осмотр записавшихся. Записывающий зачитывал фамилию, приказчики или сами хозяева осматривали записавшихся.
— Чуков, выходи!
— Федуловы:  Андрей,  Федор, Павел — выходи!
— Слепуха, выходи!
— Стой, стой! Не нужен. Ему уже больше пятидесяти, а ты его записал. Ваша как фамилия? — спросил приказчик дородного парня, стоявшего поодаль.
— Килочек Федор!
— Запиши его вместо Слепухи.
— Паншин Александр, выходи!
Рядом в другой группе к Ахмету Исаевичу кричали:
— Кусмарцев Василий, выходи!
— Горбаневы, Арсений и Андрей, выходи! К вечеру, потеряв надежду найти работу, Алексей зашел в церковную сторожку за пожитками.
— Ну что, сынок, не встрял? — спросил церковный сторож.
— Пусто, деда!
— А ты откуда? — спросил Алексея вышедший из церковной сторожки высокий сухопарый с большой лысиной мужик.
Алексей объяснил.
— Что же со своей родины бежишь?
— Поневоле и заяц бежит.
— В саду чигирь гонять согласен?* Алексей согласно кивнул головой.
Наум Кириллович Чернов занимал со своей старухой большой деревянный дом в несколько комнат с низами. Кухарка, тетя Таня, жила в летней кухне во дворе, где и заночевал Алексей. Двое других дворовых, конюх Парамон и домработница, были приходящими.
На следующее утро Наум Чернов привез Алексея в сады. Показав ему сад, чигирь, двух старых горбатых, извечно горько стонущих верблюдов и летнюю конторку, где он должен жить вместе с садовым рабочим Никанором и его спутницей Лукерьей, объяснил:
— Охрана, полив, уход и сбор плодов сада, а также ремонт чигиря будут на твоей совести с Никанором, харчи мои, под осень дам на валенки шерсти, курпей на малахай и на денщину четвертак, а там будет видно по твоему усердию.
Конторка, в которой разместился Алексей, стояла рядом с большим хозяйским домом с тесовой крышей, в пяти саженях от чигиря. Чигирь, примостившийся на обрыве Торгуна, был прикрыт со всех сторон тучной вербой с раскидистой кроной.
Садовый дом всегда был чисто убранным и открывался только на время прибытия семьи Черновых.
Алексей прошелся по саду, потом подошел к сторожу Никанору.
Забастров, лежа на диване, слушал шум суетившихся дочерей, готовившихся к встрече желанного гостя с поездом из Саратова, думал о племяннике Леньке, заточенном в Петропавловскую крепость, о своих делах.
Валентина Федоровна с сестрой Александрой сидела у окна, поглядывали на станцию,
— А-а, может, все-таки пойдем встретим? — спросила Валентина.
 - Зачем? Сейчас даже родственные связи на подозрении.
— Это да.
Услышав  голос    Пантелея    Романовича  в прихожей, Валентина с Александрой бросились ему навстречу.
-Что случилось? — растерянно спросила  Валентина, показывая на пустые руки Пантелея.
— Все ладно. К вам сейчас придет женщина под видом нищенки,— ответил Пантелей.
— Кто она?
— Студентка.
В окно постучала женщина в обтрепанной одежде. Вышла Валентина. На веранде Пантелей снял с плеча «нищенки» сумку, унес в дом.
За обедом Пантелей рассказал о бурных событиях в Саратове, о том, что декабрьский расстрел Столыпиным демонстрации рабочих до сего времени волнует народ. Повсюду прокламации, забастовки. В свою очередь Забастров сообщил, что он принял решение ликвидировать свое торговое хозяйство в Кайсацком и других местах и купить участки в савинских садах для строительства усадьбы, посадки сада и переселиться туда на постоянное место жительства.
 С окончанием уборки урожая, савинчане занялись засолкой овощей, закладывали арбузы в кадушках. Откармливались к убою птица, бычки и валушки.
Конец рубки капусты в селе всегда предвещал наступление поры зимнего отдыха, вечеринок, любви, зазывов, сватовства и свадеб.
Намаслив голову лампадным маслом, Алексей повернулся к кухарке тете Тоне:
— Вы мне откроете?
— Постучи в мое окно, чтобы псарню не бунтовать, а то дед опять прибежит.
Неделю назад Алексей перебрался из садов в село к дворовым, вместо изгнанного Парамона, и даже с прибавкой в жаловании. В саду, да и то только до Покрова, остался один Никанор.
Алексей застал Акима сидевшим за вечерей рядом с отцом, живо хлебавшими всей семьей борщ из одной большой деревянной чашки. Все спешили. Акима звала улица. Не прожевав хлеб, он поспешно поднялся из-за стола, небрежно начал креститься.
— Из-за стола никому не вылезать,— предупредил отец Акима Ефим Иванович.
Аким присел. Все переглянулись.
— Сегодня в хлеву я нашел оклунок спрятанного жита,— вытирая усы и приглаживая лисий хвост бороды, говорил Ефим Иванович.
— И нет, и не вы, а я! — с обидой поправил отца маленький Сережа.
— Ну, молодец ты,— согласился отец,— а кто его туда спрятал? — спросил отец, глядя в лицо Акиму.
Лицо Акима вспыхнуло кумачом. Легким румянцем подернуло и лицо Алексея, Все притихли.
— Кто? — настойчиво повторил отец. И сделал паузу в ожидании ответа, но, видя горевшее лицо Акима, смягчился.— Ладно, на улицу иди, только наперед вы¬сыпь жито в ларь.
Аким вышел из дома, как из жаркой парной.
— Ах, жид, предатель Серега, что он натворил? — произнес Аким, спускаясь с крыльца.
За воротами зубоскалили парни, повизгивали девчата. Аким доложил о результатах и условиях аренды хаты под вечеринки у тети Ульяны, спросил:
— Все согласны?
— Согласны не согласны, а деваться вам некуда,— съехидничала Оля Сова.— Порядочные кавалеры давно заняли лучшие хаты, а вы все чешетесь.
Кто-то крикнул:
— Алексей, тебя зовут!
Алексей вышел из круга. Перед ним стояла в накинутом на плечи платке тетя Таня.,
— Пойдем, сынок, отец приехал, уже давно ждет.
Почувствовав что-то неладное, Алексей вздрогнул, заспешил. Издали на лавочке Черновых он увидел сгорб¬ленно сидевшего отца. Подавая ему руку и садясь рядом, он хотел заговорить первым, но отец опередил.
— Сожгли, канальи, дом!
У Алексея перехватило дыхание.
— Спасибо Казуровой Любе, наперед она увидала, а так и нам бы с матерью каюк,— продолжал отец.— Крыша и шалевка сгорели дотла. Как будем жить дальше? Обсоветоваться приехал.
Через неделю Христофор у старосты оформил купчую на саманку со двором, с попутным верблюжьим обозом перевез кругляк и к весне рядом с мазанкой срубил деревянный сруб в три комнаты с тесовой крышей.

На вечерке у Ульяны царила толчея... Кто поспел, сидели на лавках за столом, кто пришел позже — устраивались на корточках, а то и на охапке соломы. Парни и девчата, в свежих сорочках и прокатанных рубелем платьях, под предводительством Оли Совы, гордившейся своей внешностью, с ходу начали петь задушевные песни.
Кто-то постучал в двери.
— Не открывай,— едва успел сказать Аким, и тут же зазвенело стекло и на стол упал большой комок земли. Парни бросились к дверям.
Вечерка была разлажена.



 (голосов: 0)

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 
Другие новости по теме:

  • На степном Торгуне. Продолжение
  • На степном Торгуне. Продолжение
  • На степном Торгуне. Продолжение
  • На степном Торгуне. Продолжение
  • Запоздалый рассвет. ч 3.


  • Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:

    Код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить код
    Введите код:



    ПОСЛЕДНЕЕ С ФОРУМА

    ПОСЛЕДНИЕ СООБЩЕНИЯ НА ДОСКЕ ОБЪЯВЛЕНИЙ
    Последние 20 объявлений:
    П 18:27 межкомнатные двери перейти
    П 02:25 Продажа запасных частей к компрессорам перейти
    П 02:24 запасные части к тепловым пушкам перейти
    П 15:42 Продается дом перейти
    П 04:06 Кино онлайн от Википедия перейти
    П 16:35 Европейское гражданство - Ваша свобода передвижения перейти
    П 13:33 Продается готовый бизнес. Действующее рекламное агентство перейти
    П 11:33 Продажа автомобилей Рено перейти
    П 21:01 Продаю автопокрышки. Тел. 89177227398. перейти
    П 20:59 Сдам комнату в Волгограде перейти
    П 16:07 Отдам котят в хорошие руки! перейти
    П 19:31 Компьютеры с доставкой в Палласовку перейти
    П 09:20 работа перейти
    П 21:24 Кредитование населения перейти
    П 20:13 Продажа дома п.Новостройка перейти
    П 20:11 Продажа перейти
    П 16:22 Хаан Чай продаю +79110044994 Санкт-Петербург и регионы. перейти
    П 19:54 Ремс-инструмент и оборудование перейти
    П 10:22 Бурение скважин форум перейти
    П 21:37 Детские товары с доставкой в Палласовку перейти

    логин :    
     
    пароль :    
     
         
    Регистрация | Напомнить пароль?
    КАРТА ПОСЕТИТЕЛЕЙ
    Места Земли, откуда нас посещают
     
    ПОПУЛЯРНЫЕ РАДИОСТАНЦИИ
              Остальное ЗДЕСЬ
     
    СЕЙЧАС В ЧАТЕ
     
    КАЛЕНДАРЬ
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     
     
    НАШ ОПРОС НА САЙТЕ
    Оцените необходимость сайта

    Очень своевременно!
    Нужен, но не сейчас
    Как-то все-равно...
    Больше тут не появлюсь
    Зачем это все?
     
    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
     
    ИНТЕРЕСНОЕ

     
    АРХИВ НОВОСТЕЙ
    Август 2022 (1)
    Май 2020 (1)
    Март 2014 (1)
    Апрель 2013 (1)
    Июнь 2012 (1)
    Май 2012 (1)
    Январь 2012 (2)
    Декабрь 2011 (1)
    Ноябрь 2011 (4)
    Октябрь 2011 (1)
    Сентябрь 2011 (1)
    Август 2011 (2)
    Июль 2011 (1)
    Июнь 2011 (1)
    Май 2011 (3)
    Апрель 2011 (6)
    Март 2011 (9)
    Февраль 2011 (2)
    Январь 2011 (7)
    Декабрь 2010 (6)
    Ноябрь 2010 (7)
    Октябрь 2010 (5)
    Сентябрь 2010 (2)
    Август 2010 (5)
    Июль 2010 (42)
    Июнь 2010 (63)
    Май 2010 (59)
    Апрель 2010 (106)
    Март 2010 (118)
    Февраль 2010 (88)
    Январь 2010 (95)
    Декабрь 2009 (95)
    Ноябрь 2009 (7)
    Октябрь 2009 (16)
    Сентябрь 2009 (43)
    Август 2009 (77)
    Июль 2009 (47)
    Июнь 2009 (35)
    Май 2009 (55)
    Апрель 2009 (66)
    Март 2009 (33)
    Февраль 2009 (39)
    Январь 2009 (32)
    Декабрь 2008 (29)
    Ноябрь 2008 (44)
    Октябрь 2008 (30)
    Сентябрь 2008 (29)
    Август 2008 (28)
    Июль 2008 (35)
    Июнь 2008 (22)
    Май 2008 (38)
    Апрель 2008 (23)
    Март 2008 (14)
    Январь 1970 (1)
     
    ДРУЗЬЯ ПРОЕКТА
    »  Рыболовный магазин в Москве
    »  Коммерческая недвижимость Саратова
    »  Поиск в Shodan
    »  Грузоперевозки АТА
    »  Грузоперевозки АТУ

     
    ПОГОДА, ВАЛЮТЫ
     
    Информеры - курсы валют