Новости Палласовки > Новости города и района > Эх, дороги...

Эх, дороги...


26 августа 2008. Разместил: inkor
асфальт    До последнего времени мало кто озадачивался состоянием дорог в сельской местности. Но сейчас, как бы не спугнуть, "лёд тронулся..."
     Бессмертное изречение о двух вечных бедах в России, похоже, никогда не вызывало в народе сомнений, более того, во все времена оно воспринимается как данность, как аксиома, как национальное достояние, если хотите. Потому что со временем практически ничего не меняется: дураков не становится меньше, а хороших дорог больше. Ну разве что остряки придумывают новые интерпретации типа: "В России две беды - дороги и дураки, которые их строят..." (Не в обиду будет сказано дорожным строителям).
    Как и во всём, село страдает больше...

      Анекдот в тему
    
     Японцам демонстрируют достижения
     отечественного автопрома. Гости подходят
     к "Уазику" и стоят, уставившись на него.
     Наши с гордостью поясняют:  мол, это наш
     российский вездеход, внедорожник, стало быть
     по-ихнему. Вежливые япошки кивают:  понятно, мол.
     А потом один другому тихо говорит: "И чего
     только русские не придумают, лишь бы
     нормальные дороги не строить.
.."
  
    Очевидно, что без нормальных дорог не может быть нормальной жизнедеятельности на селе. С особой явью это подтверждается весной и осенью. Впрочем, при нынешних погодных аномалиях распутица прихватывает заодно и зиму. Хорошо, конечно, что проблема дорог обозначена на самом высоком уровне, о ней заговорили. Правда, пока всё больше о скоростных автобанах и платных супертрассах. Не ясно, насколько озабоченность в решении одной из вечных проблем коснётся сельской местности. И коснётся ли вообще, снизойдя до села. Ведь это настоящий бич, в ряду множественных сельских бед, пожалуй, вторая после безработицы и бедности.
    Министр сельского хозяйства РФ А.Гордеев на эту тему высказался так: "...Есть избитая фраза о том, что дороги - это кровеносные сосуды жизнедеятельности. Надо прямо сказать, что в настоящее время до сельских дорог не дошли. Было решение, что это удел местного самоуправления, муниципальных образований; так по закону, по крайней мере, распределяются полномочия. При этом на уровне муниципалитетов существует колоссальное количество проблем, и главная из них - отсутствие экономической самодостаточности и, соответственно, налогооблагаемой базы. Ясно, что проблема эта в любом случае вернётся в Москву, и её придётся решать. Мы такую попытку сделали в виде федеральной целевой программы при разработке проекта социального развития села. Пытаемся мотивировать и убедить на федеральном уровне в необходимости со-финансирования, чтобы как-то облегчить решение проблемы на местном уровне. Но это явно не тот масштаб. Это не полномочия Минсельхоза, но мы будем заниматься...".
    Министр, как всегда, говорит правильно, но в одном хочется возразить - как это не полномочия Минсельхоза? Разве он не в составе одного правительства решает судьбы народные? Ведь ясно, как божий день, что проблема глобального толка и свалить её, как прочие, на местное самоуправление, невозможно. Ну, скажем завалят ТОСы ямы и колдобины на своих улицах битым кирпичом и прчим мусором - и радуются; но это, согласитесь, не решает проблемы. Никак "не тянет" на нормальную дорогу. Когда в распутицу - опять только на тракторе...
    Вряд ли за состояние дорог стоит винить дорожных строителей, если они за последние полтора десятка лет толком не ремонтировались, не восстанавливались, и тем более, не строились. К примеру, палласовские дорожники (ДРСУ) все эти годы и так делали всё, что в силах и возможностях и даже больше, стараясь всячески поддержать в более-менее проезжем состоянии хотя бы наиболее главные, межпоселковые трассы. Ремонт их проводится регулярно, в основном, конечно, ямочный. Но такой ремонт недолговечен (выбоины, порой, на отдельных участках, занимают большую площадь, чем целое полотно - что называется, одна на одной). Такие дороги  с твёрдым покрытием больше напоминают стиральную доску, а езда по ним - полёт в зоне турбулентности... Но ещё хуже с внутрипоселковыми дорогами, там, где ещё в "застойные годы" (хотя для дорожного строительства застойные - как раз те самые, постсоветские) был проложен асфальт, нынче - как после бомбёжки. Став фактически ничейно-бесхозными, они превратились в сплошные ямы и рытвины, объезжать которые уже негде - все обочины изъезжены. Нынче они на балансе местных администраций. Можно ли всерьёз говорить о нормальном, не кустарном их ремонте, тем более, строительстве дорог, когда километр асфальтового полотна стоит в этом году 12 - 15 млн. рублей? Такое дело лишь на энтузиазме и желании даже самых энергичных "тосовцев" ну никак не прокатит. Нужны средства капитальные.
    И вот - свершилось!.. Как недавно сообщалось, на дорожные проблемы регионов, наконец-то, обратил внимание федеральный центр. В частности, в рамках специальной программы ("Миллиард рублей - городам-миллионерам") принято решение: на ремонт и реконструкцмю дорог нашего региона уже в этом году будет выделено более  1 млрд. рублей из федерального бюджета. Так, может, всё-таки сдвинется этот воз с мёртвой точки? Есть ли подвижки в этом деле? За комментарием я обратился к главному "дорожнику" района, начальнику Палласовского ДРСУ и депутату районной Думы Николаю Николаевичу Киселёву.
    - Впервые услышав высказывание министра Гордеева о необходимости уделить внимание сельским дорогам, мы, дорожники, очень обрадовались. Ясное дело, выделяемых в областном бюджете средств на строительство, ремонт и содержание дорог всегда было недостаточно, поэтому и вдохновились тем, что министр всё-таки слов на ветер бросать не должен, что какие-то средства по линии Минсельхоза будут выделены и дойдут до нас. В частности, на дороги межрайонного значения. Но после провозглашения намерений была тишина, надежды оставались надеждами. После того, как проблему обозначил в своём выступлении президент, дело вроде бы сдвинулось... На начало года по плану строительства дорог мы должны были освоить не более 150 млн. рублей.
    Значит, пошли федеральные средства, значит, от слов перешли к делу. Соответственно, и мы корректируем свои планы, теперь, скажем, вместо 4-5 километров новых дорог в прошлом году, должны сдать 10 километров. Это для нас, прежде всего, трасса, выходящая на Быковский район. В настоящее время сделано более 50% планируемого, и до конца года, надеемся, сделаем то, что запланировали.
    Надо заметить, что в обширном Палласовском районе большинство поселений соединены с райцентром дорогами твёрдого покрытия. И если наметившийся процесс финансирования будет стабильным, через пару-тройку лет межпоселковые дороги, в основном, будут отстроены. Тогда, как надеется Киселёв, "настанет эра" реконструкции старых дорог и строительства так называемых пограничных подходов - участков дорог к пограничным населенным пунктам, заставам (возможно, по линии Минобороны). А это, глядишь, вдохнёт жизнь в эти забытые богом пустеющие хутора, и люди начнут туда возвращаться... В общем, планы и перспективы обнадёживающие. В этом году готовится проектно-сметная документация на строительство дороги с твердым покрытием на Кумыску. Так что в будущем году начнёт осуществляться давняя мечта - связать нашу лечебницу с районным центром, а это значит, что в любое время года, при любой погоде желающие поправить своё здоровье могут приехать в местную здравницу.
    А что же с решением избитой проблемы внутрипоселковых дорог? Тут вопрос скорее уже к депутату районной Думы.
    - У сельских администраций реально появились средства,- говорит Н. Н. Киселёв. - Да, безусловно, налогооблагаемая база  у большинства из них, мягко говоря, оставляет желать большего. И, тем не менее, хочу сказать: перспектива в этом вопросе есть. Это не утопия - сельские администрации будут способны решать серьёзные вопросы благоустройства, в том числе дорог. Наше ДРСУ уже заключает соглашения, договоры на благоустройство внутрипоселковых дорог с поселковыми администрациями. О чём это говорит? Появляются возможности у них. Свои средства плюс из областного бюджета, надо только суетиться, оформлять всё соответствующе. Честно говоря, и у меня ранее были сомнения и пессимистический настрой: раз отданы на баланс местным администрациям, то  - всё... Однако видим сейчас, что механизм начинает работать: поселения напрямую начинают договариваться с дорожниками (Ну, само собой - открытые торги, конкурсы, тендеры - как же без них?) и сами начинают решать проблему...
   Стало быть, "лёд тронулся?" Дай-то, Бог...
   
   
                                                          Александр Павленко, "Крестьянская жизнь".