Новости Палласовки > Палласовский район. Статьи > На палласовских просторах. А. Тахтаров. гл. 9

На палласовских просторах. А. Тахтаров. гл. 9


18 июня 2009. Разместил: inkor
Палласовка      ЕДИНОЙ СЕМЬЕЙ
Полностью согласен с тем человеком, который впервые назвал людей, населяющих огромные палласовские просторы, палласовским народом. Это действительно какое-то особое сообщество граждан разных национальностей, выходцев из разных регионов России и ближнего зарубежья, объединенных общими помыслами, интересами и целями.
Удивительно трудолюбивые и жизнестойкие палласовцы не разделяют себя по цвету кожи, по национальности, по вероисповеданию. Всегда жили одной семьей и продолжают так жить.
Недавно в издательстве "Наука" (Волгоград) вышел сборник материалов с Всероссийской конференции по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в России.
Принял участие в работе конференции и выступил на ней председатель Палласовской районной Думы Р. А. Акишев.
Сборник издан небольшим тиражом, а читателям нашего района было бы небезынтересно познакомиться с содержанием помещенных в нем материалов.
Это и заставило меня включить в свою книгу выступление Р. А. Акишева, объясняющее, на мой взгляд, почему палласовцы так трудолюбивы и жизнестойки.


"К оседлой жизни люди на территории нынешнего Палласовского района Волгоградской области стали переходить, если судить по историческим меркам, сравнительно недавно - всего лишь более двух веков назад.
Многочисленные кочевья Букеевской орды, устав от борьбы с другими ордами за жизненное пространство в бескрайних полупустынных землях, расположились вдоль восточной границы могущественного соседа - России,  запросили у нее покровительство, получили они это покровительство и остановились здесь навсегда.
Из-за прозрачности тогдашних границ часть казахского населения этой орды стала российской.
Царское правительство не жалело средств на то, чтобы "обжить" приграничные заволжские степи.
Почти одновременно организовывается переселение сюда немцев и украинцев. Несколько раньше много русского люда перебралось на берега Ахтубы и в Приэльтонье. Переехало из средней полосы России несколько сотен татарских семей, став зачинателями в наших краях такой сельскохозяйственной отрасли, как овощеводство. Осели на палласовской земле навсегда многие из тех, кто добывал соль в Эльтоне, кто позже строил железную дорогу Астрахань-Саратов.
Подобный процесс продолжился и в XX в. После выселения советских немцев население района пополнилось чувашами, марийцами, астраханскими татарами. Прибавилось разноязыкого населения, когда в районе развернулась всесоюзная стройка - обводнительно-оросительная система.
Несколькими годами раньше вся страна пела: "Едем мы, друзья, в дальние края. Будем новоселами и ты, и я!" "Дальние края" - это
был и наш Палласовский район, а новоселы опять же люди разных национальностей.
Быстрыми темпами в упомянутое время развивалось животноводство района. Достаточно сказать, что количество овец тогда возросло до полумиллиона голов. До 40 тыс. доходило поголовье крупного рогатого скота: А в животноводстве были и остаются незаменимыми тружениками потомственные овцеводы и гуртоправы - казахи, приход которых в район из  соседнего дружественного Казахстана всегда был активным и желаемым.
Уже в последние годы у нас образовались довольно крупные диаспоры чеченцев и азербайджанцев.
Таким образом, действительно уникальным по своему национальному составу был всегда и остается Палласовский район.
Более шестидесяти представителей различных национальностей и народностей проживают здесь, как говорится, бок о бок.
И следует особо отметить, что за всю историю района не было ни одного случая проявления сколько-нибудь серьезной национальной розни, какого-либо серьезного конфликта на  религиозной почве. Какой бы национальности ни был коренной житель нашего района, какую бы религию ни исповедовал, он всегда знал и знает, что легкой жизни здесь не бывает. Человек оценивается здесь по его  отношению к труду, по отношению к тем всякого рода трудностям (в том числе и климатическим), которые всегда были и есть. И никто, и никогда не выделяет у нас человека по тому, какой он  придерживается религии или к какой национальности принадлежит.
Традиционно палласовцы проявляют веротерпимость.
В самом крупном в XIX в. селе нашего района Савинке с многонациональным составом населения действовали две православные церкви, одна мечеть и одна кирха.
В нынешней Палласовке вот уж не одно десятилетие функционирует православная церковь, проводится сбор на  строительство нового храма в центре города. Действуют мечеть, молебные дома католиков и евангельских христиан баптистов.
Возвращаясь к национальному составу населения района, отмечу, что здесь последнее время нарисовалась такая картина: вместе взятые казахи, татары, чеченцы и азербайджанцы сейчас составляют большинство палласовцев. Все они, как правило, называют себя мусульманами, особенно  на задумываясь над тем, кто по Корану может себя называть таковым. Многие из них, не  выказывая особую религиозность, тем не менее не склонны отрицать основы ислама. Муллы
есть во всех мусульманских диаспорах, работает мечеть, широко отмечаются такие религиозные праздники, как Курбан-Байрам, Ураза-Байрам.
Практически светский праздник Наурыз тоже не проводится без священнослужителя.
В большинстве случаев проводы в последний путь усопшего обставляются по законам ислама.
Не это ли все дало повод некоторым журналистам в ряде центральных средств массовой информации попытаться разжечь межнациональную рознь в районе, дописавшись до того (с чужого, конечно, голоса и за немалые "зелененькие"), что чуть ли не джихад здесь готовится, что с согласия губернатора области чеченцы получают автономию и т. п.
Палласовцы, прежде всего, конечно, мусульмане, резко осудили подобные выступления в прессе. И в местной газете, и в областной
дали понять журналистам, любителям "жареного", что такие газетные "утки" никем всерьез восприниматься не могут.
Произошедшее показало, что совместная целенаправленная, последовательная работа органов местной власти, правоохранительных органов, культурных и образовательных  учреждений, общественности, священнослужителей, старейшин диаспор дает нужные результаты. Можно исключать на корню  возникновение конфликтных ситуаций на религиозной основе или на любой другой.
Мы периодически проводим при администрации района круглые столы с присутствием всех заинтересованных сторон, чтобы обсудить возникающие проблемы в этом плане. Есть детально  разработанная районная программа наших совместных действий по повышению и развитию культуры межнациональных отношений, по соблюдению всеми конституционного Закона о свободе совести. Этой программой
руководствуются все наши муниципальные органы власти, все правоохранительные органы, культурные, образовательные учреждения, партийные, молодежные и другие организации.
Мы давно убедились на практике, что совместными усилиями, помогая друг другу, можно "разрядить" любую конфликтную ситуацию, предупредить любой  "взрыв" в той или иной части  населения.
Человек волен веровать в кого хочет и во что хочет. Он может быть безоглядно верным Богу, Аллаху или Будде. Может ни в кого из них не верить. Это личное дело каждого из нас.
Но прежде всего он должен быть гражданином того государства, в котором живет, жить прежде всего  по его законам и нормам.
Мы как-то столкнулись с фактом, когда одному из гордых кавказцев  пришлось заметить: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят".
Слава Богу, что подобные замечания приходится делать крайне редко.
Сегодня одна из самых главных задач, стоящих перед нами, руководителями района, всех поселений, не жалеть усилий в деле воспитания в людях высокого чувства гражданственности, ибо это прежде всего является необходимым условием укрепления российской государственности. Без истинных патриотов нет государства".